Центральные гировертикали
Центральные гировертикали (ЦГВ)—являются на ряде летательных аппаратов едиными гироскопическими датчиками, обеспечивающими сигналами углов крена и тангажа все потребители этих величин (радиолокационные станции, автопилоты и др.). На измерительных осях ЦГВ устанавливается по несколько потенциометров (или сельсинов), с которых снимаются сигналы пропорциональные величинам измеряемых углов. При этом оси рам ЦГВ оказываются сильно нагруженными моментами сил трения
в потенциометрах и электромагнитными моментами в сельсинах, что значительно ухудшает точность выдаваемых сигналов.
Для повышения точности в ЦГВ применяется силовая гироскопическая стабилизация, которая обеспечивает компенсацию всех моментов, приложенных к гировертикали.
На рис. 184 изображена электрокинематическая схема ЦГВ. В подшипниках корпуса 2 прибора закрепляется внешняя рама 5 карданного подвеса. Внутренней рамой служит цилиндрическая платформа 7. Ось у платформы 7 стабилизируется по вертикали. Ось х направлена параллельно продольной оси летательного аппарата, а ось z — параллельно его поперечной оси. В результате этого с потенциометра 9 снимаются сигналы углов крена, а с потенциометра 12 — углов тангажа.
Внутри платформы 7 размещены два гироскопа 8 к 14 с двумя степенями свободы (их кинематические моменты Н равны по абсолютной величине и противоположно направлены). Ось Z кожуха гироскопа 8 параллельна оси z, а ось Х кожуха гироскопа 14 параллельна оси х гировертикали.
Стабилизацию ЦГ’В обеспечивают следующие элементы — потенциометры 6, намотанный на кожухе гироскопа 8 и закрепленный на внешней раме электродвигатель 10; потенциометр 13; намотанный на кожухе гироскопа 14 и закрепленный на платформе 7; электродвигатель 4. Через редукторы электродвигатель 10 связан с корпусом 2, а электродвигатель 4 — с внешней рамой 5 ЦГВ.
При действии внешнего момента Мх, например, на ось А’ рамы 5, будет прецессировать ось гироскопа 8 так, что вектор 11 кинетического момента будет двигаться в сторону совмещения с вектором А1х. Вследствие этого смещается относительно своих щеток
Рис 184 Электрокинематиче-
/ — ось внутренней рамы; 2—корпус прибора; 3, 11 — коррекционные электродвигатели. 4, 10 — электродвигатели; 5 — внешняя рама; 6, 9. 12, 13 — потенциометры, 7 — плат
потенциометр б и на них появляется напряжение (величина и фаза этого напряжения определяются направлением и величиной отклонения гироскопа 8), которое подается к электродвигателю 10. Последний развивает вращающий момент противоположного направления внешнему моменту Мх. При равенстве этих моментов прецессия оси гироскопа 8 прекращается. При этом ось гироскопа 8 отклонится на какой-то угол от вертикали у, но ось у платформы (вместе с потенциометром 12) останется неподвижной. После снятия внешнего момента ЛД под действием момента электродвигателя 10 гироскоп 8 прецессирует к вертикали у, пока напряжение на щетках потенциометра 6 не станет равным нулю.
Если внешний момент приложен к оси z, то будет прецессиро — Еать гироскоп 14. При этом напряжение с щеток потенциометра 13 поступает к электродвигателю 4. Происходит компенсация внешнего момента.
Следует отметить, что наличие силовой компенсации внешних моментов не устраняет кажущегося ухода гировертикали ввиду вращения Земли. Для этих целей применяют систему коррекции, состоящую из жидкостного маятника 17 и коррекционных электродвигателей 3 и 11.